Перспективы развития механизма участия некоммерческих организаций в принятии экологически значимых решений
- вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Из подзаконных нормативных правовых актов для развития общественного участия важное значение имеют Указы Президента РФ, предусматривающие реализацию концепции устойчивого развития, положения которой отражены в Декларации Рио по окружающей среде и развитию. Демократизация механизма принятия экологически значимых решений становиться необходимой составляющей такого развития в силу того, что глобальные проблемы требуют новых подходов и методов решения. Общественное участие является необходимым элементом механизма принятия решений для достижения целей устойчивого развития.
Принятие экологически значимых решений обусловлено также необходимость реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. Ее стратегическими целями являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Как отмечается в Стратегии, для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических- ресурсах. Именно участие общественности в механизме принятия экологически значимых решений является необходимым элементом гражданского общества и способствует достижению целей национальной, в т.ч. экологической, безопасности.
Участие общественности в механизме принятия таких решений определено в Положении о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01 декабря 1997г. № 1511. В нем предусмотрено участие общественности в процедуре разработки и принятия (утверждения) федеральных норм и правил.
Одним из подзаконных актов, наиболее подробно регламентирующих участие общественности, является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Положение детально регулирует правила и процедуры общественного участия в процедуре ОВОС. Оно предусматривает принцип обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Необходимо расширение законодательного регулирования процедур, форм и направлений общественного участия в механизме принятия экологически значимых решений на региональном уровне. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает дальнейшее развитие федерального законодательства в данной области, направленное на устранение имеющихся пробелов и недостатков. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Другие статьи
Мониторинг природных ресурсов Термин «мониторинг» образован от латинского слова «monitor» (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг - комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния природной среды, основа планомерного у ...