Перспективы развития механизма участия некоммерческих организаций в принятии экологически значимых решений
Как предусмотрено в Конвенции «О трансграничном воздействии промышленных аварий», в тех случаях, когда опасная деятельность подлежит оценке воздействия на окружающую среду, такая оценка включает анализ трансграничного воздействия промышленных аварий, которые могут быть вызваны этой опасной деятельностью. При этом сторона происхождения предоставляет общественности, в районах, которые могут быть затронуты, возможность участвовать в соответствующих процедурах с целью выражения мнения в отношении мер по предотвращению аварий и обеспечению готовности к ним.
Согласно» Конвенции «По охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» прибрежные Стороны проводят оценку состояния трансграничных вод, обеспечивают информирование общественности о состоянии трансграничных вод, мерах, предпринимаемых или планируемых с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также об эффективности этих мер.
Анализ норм международного права, показывает, что участие общественности в принятии экологически значимых решений признается одним из основных прав человека. В них установлена не только регламентация таких прав, но и юридические процедуры их защиты. Охрана окружающей среды и экологических прав признается неотъемлемой частью процесса развития мирового сообщества. Международные правовые акты содержат определения основных понятий в сфере участия общественности таких как: экологическая информация, общественность, орган власти и др. В таких актах указывается, что наиболее эффективно экологические вопросы решаются при участии всех заинтересованных граждан на различном уровне. Необходимость участия общественности признается на самых ранних этапах принятия решений. Предусматривается поэтапность проведения общественных консультаций с определением сроков, достаточных для обеспечения эффективного участия. Указывается, что результаты участия общественности должны учитываться в максимальной степени. При этом на усмотрение государств-участников переданы вопросы о формах участия общественности, степени значимости полученного мнения, органах ответственных за проведение общественных консультации.
В российском законодательстве правовое регулирование общественного участия предусмотрено в ряде норм кодифицированных нормативных актов (Земельном кодексе РФ - ст. 1, 31, Градостроительном кодексе РФ - ст. 3, 7, 1В, 23 и др.). В нормах этих кодифицированных актов предусматриваются права общественности в процессе отвода земельных участков, предварительного согласования, места размещения объекта и корреспондирующие им обязанности органов местного самоуправления и т.д. Тем самым закладывается законодательная основа для обеспечения участия общественности в подготовке и принятии экологически значимых решений в процессе землепользования, использования и охраны др. природных ресурсов.
Так, п. 7 ст. 1 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ среди основных принципов лесного законодательства предусматривает участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
Другие статьи
Природные объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии В настоящее время сохранение уникальных природных территорий является достаточно актуальной проблемой для всего мирового сообщества. Она связана с ежегодным уменьшением площади девственных лесов, разрушением уникальных экосистем, загрязнением пресных водоёмов, качество ...