Перспективы развития механизма участия некоммерческих организаций в принятии экологически значимых решений
Однако Лесной кодекс РФ не содержит правовых норм, обеспечивающих реализацию данного принципа, несмотря на то, что массовая передача лесных участков, находящихся в государственной собственности, на длительный срок в аренду требует учета мнения местного населения. Не установлены законодательно также порядок и формы общественного участия. А на практике, как отмечают специалисты, мнение общественности (местного населения) при предоставлении земельных участков до сих пор учитывалось редко.
С принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключено большое количество объектов (проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий и др.), что повлекло за собой невозможность обеспечения участия общественности в составе данной экспертной процедуры. В этой связи вполне обоснованно в науке экологического права разрушению института экологической экспертизы, а как следствие уничтожению ОВОС и общественной экологической экспертизы дана отрицательная оценка.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что нормы кодифицированных актов, несмотря на их важность для обеспечения общественного участия, носят формальный характер, что затрудняет их применение на практике.
Более подробное правовое регулирование общественного участия в механизме принятия экологически значимых решений осуществляется на основании норм федеральных законов.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены принципы и права граждан и общественных объединений в сфере охраны окружающей среды, включая право граждан на проведение референдума по этим вопросам (ст. 3, 4, 11, п. 2 ст. 13, ст. 35). Тем самым заложена правовая основа для обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений.
Для реализации в данном процессе такой формы общественного участия как референдум, имеют значение Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации».
Статьей 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» урегулирована правотворческая инициатива граждан, общественных объединений и организации по вопросам местного самоуправления, в числе которых выделяются, например, организация озеленения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов и др. (ст. 14).
Подробная регламентация общественного участия нашла отражение в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (ст. 3, 7, 9, п. 1 ст. 14 4.1, гл. IV). Так, в п. 1 ст. 14 Закона содержится требование о представлении материалов обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Другие статьи
Основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды Необходимость государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается захламлением земель отходами потреблен ...