Перспективы развития механизма участия некоммерческих организаций в принятии экологически значимых решений
Обоснованность экологически значимых решений во многом зависит от нормативной правовой базы, регламентирующей участие общественности при их подготовке и принятии.
Правовое регулирование участия общественности в принятии экологически значимых решений основывается на конституционных нормах. Основополагающим для участия общественности являются ст. 1 и 2 Конституции РФ, которыми Российская Федерация провозглашается как демократическое федеративное правовое государство, а человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью. Указанные нормы являются гарантией реализации всех прав и свобод, включая экологические. Из их содержания вытекает обязанность государства по созданию условий для участия общественности в принятии экологически значимых решений.
На основании ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данной нормой обоснована законная заинтересованность населения в решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды.
Важное значение для правового регулирования общественного участия имеет ст. 42 Конституции РФ, которая закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Само право участия общественности вытекает из права граждан на благоприятную окружающую среду. Предоставление полной достоверной информации общественности - необходимое условие для эффективного общественного участия.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды гарантируется и обеспечивается другими конституционными нормами. Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Часть 3 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Согласно ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Участие общественности в подготовке и принятии экологически значимых решений является непосредственной реализацией данного права граждан. На основании ст. 33 Конституции РФ граждане имеют право также обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.
Другой важной гарантией экологических прав и свобод является ст. 45 Конституции РФ, согласно которой, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Право на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Право на судебную защиту особенно важно для процедуры участия общественности в механизме подготовке и принятия экологически значимых решений, так как является единственной, реальной гарантией учета общественного мнения в указанной процедуре. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие статьи
Природные объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии В настоящее время сохранение уникальных природных территорий является достаточно актуальной проблемой для всего мирового сообщества. Она связана с ежегодным уменьшением площади девственных лесов, разрушением уникальных экосистем, загрязнением пресных водоёмов, качество ...