Перспективы развития механизма участия некоммерческих организаций в принятии экологически значимых решений
Правовой институт участия общественности в механизме принятия экологически значимых решений в российском законодательстве развит недостаточно и находится в стадии формирования. Многие аспекты реализации общественного участия в законодательстве не нашли отражения.
Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, это разрозненность, бессистемность и отсутствие единой системы нормативных правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, неразработанность терминологии. Не созданы правовые гарантии участия общественности.
Одним из ключевых вопросов в этой области является необходимость ужесточения норм об ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за принятие решений, разрешающих экологически вредную деятельность. В этой связи следует предусмотреть нормы об ответственности государственных органов и должностных лиц за принятие экологически значимых решений без учета мнения общественности. Одним из направлений развития правового регулирования общественного участия в механизме принятия экологически значимых решений должно стать закрепление гарантий учета мнения общественности в рамках процедур, предусмотренных федеральным законодательством.
Исследование вопросов участия общественности в механизме принятия экологически значимых решений позволило сделать следующие выводы.
Для обеспечения общественного участия в правовом механизме подготовке и принятия экологически значимых решений необходимо:
- законодательное закрепление понятий: «участие общественности в механизме принятия экологически значимых решений» «общественность» «заинтересованная общественность»;
- дополнение системы принципов, обеспечивающих участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений (с их законодательным закреплением), принципами: свободного доступа к экологической информации; демократизации (государственной) власти; участия общественности с самых ранних стадий подготовки и принятия экологически значимых решений; приоритетности экологических интересов над экономическими, социальными и иными интересами; ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение процедуры общественного участия;
упорядочить в экологическом законодательстве процедуры общественного участия в зависимости от этапов принятия решений, являющихся отражением тех или иных функций (регулятивной и охранительной);
присоединиться к Конвенциям ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»;
внести изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривающие принципы и формы участия общественности в принятии экологически значимых решений;
принять специальный нормативный правовой акт РФ, устанавливающий единые принципы, формы и процедуры участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений, в котором также предусмотреть требование и механизмы обязательного учета общественного мнения, выявленного в рамках законодательно установленных процедур и механизмов общественного участия; определить круг вопросов в области общественного участия, передаваемых на уровень законодательного регулирования субъектов РФ; закрепить нормы о юридической ответственности за нарушение прав общественности в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, а также за принятие решений с определенным уровнем риска, оценкой вероятности аварий и иных негативных последствий; Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Другие статьи
Использование ГИС технологий для оценки загрязнения окружающей среды на примере г. Ялта На сегодняшний день особую тревогу вызывает антропогенное загрязнение атмосферы городов в результате постоянно увеличивающихся объемов выбросов автотранспорта и деятельности промышленных предприятий. Для эффективного управления качеством воздушной среды города необход ...