Анализ внебюджетных источников финансирования охраны окружающей среды
Для санитарно-гигиенических мероприятий, мероприятий по охране окружающей среды и обновления основных фондов природоохранного назначения предприятия имеют право создавать специальные экологические фонды за счет:
а) амортизационных отчислений по сооружениям и объектам природоохранного назначения;
б) кредитов, субсидий банков и городского фонда охраны природы;
в) доходов от хранения в банке средств экологического фонда;
г) экономии платежей за загрязнение окружающей среды, получаемой от снижения выбросов (сбросов) на предприятии;
д) отчислений от прибыли предприятия.
Все эти средства предприятий перечисляются на специальные банковские счета и расходуются в целевом порядке.
Наиболее существенной частью экологических фондов предприятий являются суммы амортизационных отчислений по природоохранным объектам. Средства эти могут быть еще более значительными, если разрешить ускоренную амортизацию природоохранных объектов. Вместе с тем введенная волевым решением ускоренная амортизация часто не отражает объективной потребности в обновлении природоохранных объектов и с этой точки зрения ученым представляется малообоснованной, в некотором роде фиктивной. В данном случае выдача предприятиям плановых субсидий на проведение соответствующей технологической реконструкции могла бы оказаться более эффективной.
Если деятельность предприятий связана с расходованием природных ресурсов (например, предприятия добывающих отраслей), то важным источником образования их экологического фонда могли бы стать средства, отчисляемые на цели возмещения стоимости эколого-разведочных работ, в фонд рекультивации земель, попенная плата за вырубаемые участки леса, плата за водозабор. Однако при этом надо иметь в виду, что далеко не каждое предприятие имеет возможность масштабно и квалифицированно осуществлять мероприятия в области воспроизводства природных ресурсов. Целесообразно не перегружать их подобными функциями, предоставив это специализированным (в области экологической деятельности) предприятиям.
Такие фонды были предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных прирооохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач.
Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.
В соответствии со ст. 21 Закона фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе в виде:
• платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. В общей сумме поступлений в эти фонды преобладают именно платежи за загрязнение природы (в 1995г.-78,5%);
• сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;
• средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
• полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
• инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.
Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке:
% - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;
% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения; Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие статьи
Источники загрязнения окружающей среды На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас гроз ...