Анализ внебюджетных источников финансирования охраны окружающей среды
Финансирование охраны окружающие среды согласно принципу платности природопользования
Финансирование природоохранной деятельности за счет компаний природопольвателей определяется множеством законодательных актов, создаются реестры плательщиков, с помощью которых легче упорядочить взыскание денежных средств с предприятий пользователей природными ресурсами и а с помощью природоохранительных органов ведется надзор за компаниями, нарушающими порядок природопользования, которые платят штрафные санкции в соответствии с законодательством РФ. В целом объем необходимого финансирования природоохранной деятельности предприятия определяется, в конечном счете, задачами, которые то или другое предприятие должно решать по выполнению адресованных ему правовых экологических требований.
Российские предприятия, загрязняющие окружающую среду, стараются избегать природоохранных затрат. К руководителям еще не пришло осознание того, что экологические затраты влекут за собой повышение экономической эффективности предприятий. Так, после прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3 тыс. тонн нефти очистные мероприятия обошлись АО «Юкос» (предприятию, эксплуатирующему трубопровод) в 96 млрд. рублей. 36 млрд. составили штрафные санкции местного комитета экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, - 37 млрд. рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заранее и станок приобретен до аварии, а не после нее, то «Юкос» не понес бы таких внушительных финансовых потерь.
Об интересах предприятий следует говорить в контексте развития мировой экономической системы и вхождения российских предприятий в мировое экономическое пространство. Одна из очевидных тенденций развития мирового рынка - ужесточение экологических требований к продукции. Их выполнение может быть обеспечено только посредством экологизации самого производства. Зарубежного покупателя часто интересуют не только экологические характеристики товара, но и факторы, связанные с его производством, в частности с сырьем. Не случайно активно развивается экологическая сертификация. Она служит инструментом обеспечения конкурентоспособности российской продукции. Для предприятия, пренебрегающего экологическими интересами сегодня, это означает экономический крах завтра.
Как уже упоминалось ранее, плата за использование природных ресурсов установлена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., принятым на смену закона РСФСР «Об охране окружающей среды» (1991г.); им предусматривалась плата не только за загрязнение окружающей среды, но и за использование природных ресурсов. Согласно ст. 20 этого Закона плата за природные ресурсы (земля, вода, леса и др.) взималась: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности. Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами - в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей - в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют: в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие статьи
Связь экономики природопользования и агрохимии. Локальный способ применения минеральных удобрений как экономически и экологически целесообразный Программой намечены следующие направления деятельности по осуществлению государственной экологической политики (до 2000 года): совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования; ...