Анализ внебюджетных источников финансирования охраны окружающей среды
С ликвидацией государственных внебюджетных экологических фондов принципиально изменились: правовой статус экологических фондов, который в настоящее время регулируется гражданским законодательством; характер платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая в настоящее время формирует неналоговые доходы бюджетов в установленном порядке.
В Сахалинской, Владимирской, Ростовской областях в 2000 году были приняты законы о бюджетах областных внебюджетных экологических фондов. В Свердловской области законом утверждены доходы и расходы областного бюджетного экологического фонда. Такую практику нельзя признать достаточно обоснованной, поскольку в соответствии со ст. 39 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетных фондов должны обособленно учитываться в составе соответствующих бюджетов.
Все вышеизложенное указывает на существование определенных проблем в области бюджетного законодательства. Для разрешения возникшего на сегодняшний день противоречия между Бюджетным кодексом РФ и законодательными актами, допускающими формирование местных экологических внебюджетных фондов, есть несколько выходов.
Первый путь - это внесение соответствующих изменений в закон "Об охране окружающей среды", которые предусмотрят возможность формирования экологических фондов исключительно в составе соответствующих бюджетов. Кроме того, безусловно, потребует изменений и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части регулирования прав органов местного самоуправления на образование внебюджетных фондов.
Второй путь - это внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, которые позволят муниципальным образованиям формировать свои собственные внебюджетные фонды. Однако повторим, что в сегодняшних условиях вряд ли возможно столь существенное изменение всей бюджетной системы Российской Федерации.
Изучение зарубежного опыта по вопросам охраны окружающей природной среды и финансирования природоохранных мероприятий может иметь положительное значение не только для экономики России, но и позволит избежать просчетов и ошибочных решений в ее природоохранной деятельности
Мировая практика свидетельствует о высокой эффективности вложений в природоохранные проекты, дающие экономике эффект за предотвращенный ущерб, в 10- 15 раз превышающий эти вложения. Переработка отходов, очистка сточных вод, рекультивация земель при благоприятном инвестировании могут быть серьезным источником доходной части бюджета, а их экологическая и социальная значимость не вызывает сомнения
На Западе экологические фонды обычно узко специализированы. Одни фонды играют роль агентств по финансированию природоохранных мероприятий, связанных с водными ресурсами, другие - с химическими загрязнениями и т.д. По мере стабилизации государственного бюджета, упорядочения платежей предприятий и улучшения общей экологической ситуации характер деятельности экологических фондов в России может измениться: часть фондов останется фондами общего профиля. Другие, возможно, станут специализироваться на каких-либо специфических загрязнениях. Данная гипотеза основана на том, что специализация деятельности свойственна практически всем видам производств и услуг, в том числе финансовым.
Из опыта работы зарубежных экологических фондов видно, что для экологических фондов было бы целесообразно зарабатывать средства на финансовых рынках с тем, чтобы использовать полученную прибыль для увеличения финансирования природоохранных мероприятий.
Существующие источники финансовых ресурсов, направленные на охрану природы в странах Центральной и Восточной Европы, включают: плату за загрязнение и использование природных ресурсов; обмен внешнего долга на вложение в экологические Проекты; международную помощь; доход, полученный от продажи входных билетов, использование природных ресурсов и т.п. на охраняемых территориях. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие статьи
Исследование воздействия ионов некоторых тяжелых металлов на формирование проростков вики В настоящее время в связи с интенсивным воздействием человека на природу резко повысился интерес общества к состоянию окружающей среды. Контроль за состоянием природной среды, оценка ее качества - это важнейшая составная часть деятельности человека, которая направлена ...