Социальная политика государства и экология
Важный момент формирования концептуальных основ государственной экологической политики, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в выборе принципа функционирования экономических механизмов регулирования экологической ситуации. С точки зрения экономической теории экологические последствия производства относятся к т.н.внешним (экстернальным) эффектам, возникающим при дисбалансе частных и общественных выгод. Соответствующим примером может служить производство электроэнергии на ТЭЦ. Оно несомненно является общественно полезным производством и приносить доход владельцу ТЭЦ. Однако оно же может являться причиной кислотных дождей и повышения радиоактивного фона на прилегающих территориях, т.е. причинять ущерб людям, никак не участвующим в получении прибыли от продажи электроэнергии.
Стандартное предписание неоклассической экономической теории, связанное с именем известного английского экономиста А.Пигу, состоит во введении государством специальною налога на предприятия, порождающие негативные внешние эффекты и контроле за их деятельностью.
Принципиально иной подход следует из т.н. "теоремы Коуза" (Р.Коуз -крупнейший американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г.), согласно которой при разграничении прав собственности и возникновении возможностей обмена ими по взаимоприемлемым ценам в самых неожиданных областях возникает рыночный механизм, эффективность которого превосходит государственное регулирование. В сфере природоохраны реализация данного подхода заключается в следующем: для конкретной местности устанавливаются допустимые уровни загрязнения и открывается свободная продажа государством квот на загрязнение. Допустимый уровень выбросов предприятия в этом случае определяется объемом приобретенной им квоты. При этом производители сразу становятся заинтересованными в переходе на чистые технологии и выгодной перепродаже квот более "грязным" предприятиям.
Поскольку в государственной экологической политике можно проследить влияние обоих подходов, то для получения научно корректных результатов исследования социологу, по нашему мнению, принципиально важно определить, с каким из них он сталкивается в конкретном случае.
Однако несмотря на наличие дискуссионных вопросов концептуального уровня, реальные масштабы государственного регулирования экологической ситуации исключительно велики. Их можно иллюстрировать на следующих примерах: к началу 1998 г. экологическим контролем было охвачено около 150 тыс. предприятий (в 2 раза больше, чем в 1991г.), по оценке В.И.Данилова-Данильяна, это практически все предприятия,нуждающиеся в экологическом контроле. Количество проектов, проходящих государственную экологическую экспертизу возросло с 50 тыс. в 1991 г. до 90тыс. в 1997 г
Как представляется, именно определенная недооценка властными структурами роли активной государственной экологической политики в формировании социально-экологической ситуации в стране может иметь негативные последствия в различных сферах жизни общества. Например, в политической сфере данная тенденция чревата утратой доверия населения к властям и традиционным политическим партиям. Причиной этого являются реальные особенности общественного сознания. Так, например, социологическое исследование, проведенное при участии автора в 8 промышленных центрах Российской Федерации показало, что по мнению более 60% опрошенных именно государство несет главную ответственность за обеспечение экологической безопасности граждан. Данные других исследований, проведенных в период1991-1999гг, близки к приведенным. Таким образом, именно от государства как такового основная масса населения ждет решительных действий по улучшению экологической ситуации. Надо отметить, что данные экспертных опросов обнаруживают ту же тенденцию. Доля экспертов, считающих, что главным условием обеспечения экологической безопасности страны является целенаправленная деятельность государства ежегодно составляет около 70-80%. Мнения же о подобной роли частного предпринимательства придерживается лишь 5-10% экспертов.
Приведенные результаты исследований вполне естественны, поскольку в нынешней обстановке экономического кризиса прямо зависят от государства и определяются его экологической политикой: перевод конверсируемых предприятий оборонного комплекса на выпуск природоохранного оборудования; государственные гарантии кредитов на закупку и внедрение "чистых" технологий, на закупку или лизинг экологически чистой зарубежной техники; налоговое стимулирование внедрения прогрессивных технологий и т.д.; разрешение или запрещение Госгорпромнадзором России эксплуатации изношенного экологически опасного оборудования на транспорте, в промышленности, строительстве и горнодобыче и т.д. Таким образом, активная государственная экологическая политика и учет экологической ситуации в остальных областях государственной политики представляют собой в нынешних условиях главную предпосылку разрешения экологических проблем. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие статьи
Усовершенствование локальной системы очистки сточных вод от нефтепродуктов и моющих средств и грунтов, загрязненных нефтепродуктами В системе транспортировки газа рассматривается проблема очистки площади управления аварийно-восстановительных работ. Причиной загрязнения грунтов и сточных вод являются промывные воды автомобильных хозяйств и автотранспорта. Концентрация различных нефтепродуктов и моющ ...