Участие общественности в принятии экологически значимых решений как институт развития демократии
Участие общественности в принятии экологически значимых решений является неотъемлемым условием построения конституционно закрепленной модели демократического правового государства. На это направлены юридические инструменты различных отраслей права, в том числе экологического.
Как отмечает М. М. Бринчук, демократизация экологического права, как тенденция развития отрасли, проявляется в создании организационных и правовых условий для участия заинтересованных общественных формирований граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих решений и иных решений. Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности,- важное направление, предпосылка и резерв повышения эффективности природоохранительной деятельности государства. По мнению автора, одним из основных путей решения экологических проблем является привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения.
Общественное участие - относительно новое понятие в современной науке политического управления. Его теория наиболее полно разработана в рамках модели партиципаторной демократии, в которой отстаивается необходимость активного участия граждан в обсуждении и принятии государственных решений, что обеспечивает контроль над властью, повышение эффективности управления и саморазвитие граждан. Практика общественного участия во многих странах, в том числе в Российской Федерации, развивалась в первую очередь в сфере охраны окружающей среды. Общественное участие предусматривает:
а) меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов исследования экологических проблем и принятия решений ответственными ведомствами;
б) полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрения проектов намечаемой деятельности;
в) активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов, альтернатив и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.
К принципам общественного участия можно отнести следующие:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
- гласность и учет общественного мнения;
- участие общественности на максимально возможной ранней стадии принятия экологически значимых решений, с целью рассмотрения и учета материалов, отражающих общественное мнение, для доработки по предложенным рекомендациям и замечаниям;
- достоверность и полнота информации, представленной общественности;
- открытость и объективность процесса общественного участия;
- приоритетность экологических аспектов над социальными, экономическими и другими аспектами хозяйственной и иной деятельности;
- ответственность заинтересованных сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение процедуры общественного участия.
Кратко характеризуя принципы организации общественного участия можно выделить также наличие ясной цели, необходимость “обратной связи”, альтернативность, участие на ранних стадиях, доступность информации, локальность.
Безусловно, все вышесказанное является теоретическими конструкциями, реализация которых зависит от конкретных форм и инструментов общественного участия. Форма общественного участия - определенный способ организации осуществления общественного участия в принятии того или иного решения. Таким образом, любое действие общественности, призванное обеспечить участие её в принятии значимых решений имеет определенные сущностные характеристики, с помощью которых мы можем классифицировать это действие. Это и будет форма участия.
По форме процесса участия мы можем выделить:
- открытую форму, т.е. включающую участие общественности, поддающееся исследованию и измерению, легко регистрируемые формы участия;
- латентную - такую, которая незаметна для общественного внимания, скрыта от исследователей, наподдается точному измерению.
Также мы выделяем легальные формы участия, то есть те, которые закреплены законодательством и проходят с соблюдением регламента и нелегальные формы участия, которые нарушают существующее законодательство. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие статьи
Антропогенные воздействия человека на окружающую среду В результате длительной эволюции биосфера выработала способность к саморегуляции и нейтрализации негативных процессов посредством сложного механизма круговорота веществ. По мере возникновения, совершенствования и распространения охоты, земледельческой культуры, пр ...