Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Анализ бюджетных источников финансирования охраны окружающей среды

В тоже время, в документ не вошли предложенные WWF положения о необходимости учитывать экосистемные услуги при планировании развития регионов или о создании экологических фондов, которые бы аккумулировали плату за загрязнение и предоставляли средства на восстановление окружающей среды там, где это необходимо.с удовлетворением отмечает, что в документ были включены положения, касающиеся Плана действий. Согласно принятой версии «Основ», План действий будет включать целевые показатели и комплекс конкретных мер на период до 2020 года (первый этап) и на период до 2030 года (второй этап).

Следующим шагом должно быть направление проекта «Основ» на утверждение Президенту Российской Федерации, т.к. планируется, что этот документ будет утвержден президентским указом, что придаст ему четко определенный статус нормативного правового документа. WWF считает, что документ должен быть подкреплен Планом действий с конкретными целевыми показателями.

В официальных источниках документ на сегодняшний день не опубликован.

Обзор региональных программ по вопросам охраны окружающей среды и анализ количественных показателей финансирования в РФ

Несомненно, для реализации проекта любого характера необходимо финансирование, бюджеты субъектов РФ зачастую не справляются с первостепенными задачами по организации предоставления услуг в сфере образования, медицинской помощи, социальной поддержке и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На первый взгляд в случаях, когда не удовлетворены первичные потребности населения, трудно говорить о стратегических целях экологической безопасности. В то же время рациональное использование земель может создавать базу для продовольственного обслуживания населения, мониторинг качества окружающей среды позволяет выявлять и пресекать нарушения, приводящие к увеличению заболеваемости и снижению плодородия земель. Таким образом, указанные мероприятия позволят сократить потребность в финансировании здравоохранения и сельского хозяйства. Таких примеров можно привести множество, они лишь означают, что выстраивание сбалансированной политики государства во всех отраслях позволяет достигать устойчивого развития общества.

Для целей обзора политики субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды был проведен анализ случайной выборки реализованных и действующих региональных программ за период 2001-2020 годов (более 190 программ). Распределение общего объема наблюдаемых программ по годам представлено на рисунке 1. Предметами анализа стали: типы программ (долгосрочная целевая программа, республиканская / краевая / областная программа), период действия программ, количество программ в регионе, объем и источники финансового обеспечения программ, показатели эффективности (целевые индикаторы, критерии эффективности).

Большинство реализуемых программ относится к региональным целевым программам (более 70 %), при этом также встречаются ведомственные целевые программы - 8 % и долгосрочные целевые программы - 16 % (см. табл. 1). Оптимальным инструментом для решения задач экологической безопасности и охраны окружающей среды являются межведомственные региональные целевые программы, которые объединяют в себе положительные стороны программно-целевого подхода к управлению и координацию всех заинтересованных участников, в том числе представителей негосударственного сектора.

Рис 4. Распределение программ по годам 2001-2020 годы

<http://bujet.ru/upload/iblock/ceb/vtwifvy.jpg>Региональные целевые программы, направленные на охрану окружающей природной среды, могут быть разделены на несколько тематических групп, отражающих наиболее актуальные региональные проблемы. Из таблицы 2 следует, что 37 % программ непосредственно связаны с сохранением и поддержанием необходимого уровня жизнедеятельности человека, из них две трети - это программы, ориентированные на восстановление, охрану водных объектов и обеспечение населения питьевой водой (данная тема активно поддерживается и на федеральном уровне), одна треть - обращение с отходами производства и потребления.

Стратегические направления, связанные с вопросами развития особо охраняемых природных территорий и воспроизводством лесов, занимают лишь 5 % в общем числе проанализированных программ. Более половины программ - это комплексные программы охраны окружающей среды, которые ориентированы на развитие каждой из указанных выше сфер.

Длительность проанализированных программ существенно отличается и составляет от одного года до семи лет.

Средний срок реализации программ - три-четыре года. Необходимо отметить, что только в Челябинской и Волгоградской областях целевые программы распространяются на весь анализируемый период с 2001 по 2020 годы. За ними следует Республика Мордовия с установленными сроками целевых программ до 2015 года. Четверть регионов начали внедрять целевые программы по вопросам охраны окружающей среды только с 2009 года. Программы со сроками реализации до 2020 года утверждены лишь в 10 % субъектов РФ. А 2011 год является пиковым значением за анализируемый период времени по количеству программ (более 80), за ним следует 2012 год, 2010 год (более 70 программ). Для сравнения: в 2008 году действовало лишь около 50 % от текущего количества программ (см. рис. 4). Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Природные объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии В настоящее время сохранение уникальных природных территорий является достаточно актуальной проблемой для всего мирового сообщества. Она связана с ежегодным уменьшением площади девственных лесов, разрушением уникальных экосистем, загрязнением пресных водоёмов, качество ...