Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях ООС.

К дополнительным

следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления; злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог (ст.292); халатность (ст.293).

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

1) штраф мин.100 МНРОТ, мак.700 МНРОТ;

) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

) обязательные работы;

) исправительные работы (удержание из заработка от 5 до 20%);

) ограничение свободы (за порчу земли до 3-х лет);

) арест (изъятие от общества за загрязнение вод до 3-х месяцев);

) лишение свободы на определенный срок (нарушение правил ООС при производстве работ до 5 лет, действия способные вызвать экологическую катастрофу от 12 до 20 лет).

Субъективная сторона составов экопреступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

В России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экокризиса наблюдается атрофия и разбалансированность госконтроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблении просматривается линия на затухании судебно-правового реагирования, т.е. экологическая преступность имеет тенденцию к ее росту.

6.

Российское законодательство предусматривает новый вид юридической ответственности за экопреступление, которое можно назвать конституционным. Эта ответственность служит фактором укрепления российской федеративной государственности. Значение конституционной ответственности (КО) подтверждается практикой нормотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях, характеризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов конституции РФ, законами и другим нормативным правовым актам.

КО регулируется ФЗ от 06.10.99г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", а также Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Так, согласно ст.3 Закона об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ органы госвласти субъектов РФ несут ответственность за нарушение КР, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивает соответствие КРФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик. Уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Правовые акты законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ, руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, иных органов госвласти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие КРФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

7.

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возложить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовыхэкотребований.

Особенностью ГПО является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и углового воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи

Обоснование характеристики сточных вод Основная деятельность молокоперерабатывающего комбината - переработка молока, выпуск молочной продукции. Данная работа выполнена с целью определения методов и способов очистки сточных вод до концентрации загрязняющих веществ допустимого сброса в городскую канализацию. ...