Правовые основы экологического контроля
Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены конкретные обязанности должностных лиц органов госконтроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст.11). В частности, они обязаны:
) своевременно и в полной мере исполнять представленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
) соблюдать законодательство РФ, правила и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
) посещать объекты (территория и помещения) юридических лиц и предпринимателей в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов госконтроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;
) не препятствовать представителям юридического лица или предпринимателя присутствовать при проведении контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
) предоставлять должностным лицам юридического лица или предпринимателю либо их представителям, присутствующим при проведении контроля, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами контроля;
) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.
Сущность ведомственного экологического контроля
заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и ООС подведомственными объектами.
Ведомственный контроль осуществляется госпланами, но он не является частью рассмотренного выше госэкоконтроля. Различия между ними в сфере осуществления; ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, госконтроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие состоит в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.
Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами и в) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.
Сферой производственного экоконтроля является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Эффективность обусловлена тем, что предприятия - это основная категория природопользования. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и ООС от вредных воздействий.
Содержание производственного экоконтроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экоконтроль руководитель предприятия руководитель функциональных служб (главного энергетика, инженера, технолога). Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. С учетом важности производственного экоконтроля и в целях повышения его эффективности Законом об ООС установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности представить сведения об организации производственного экоконтроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст.67).
Главной задачей производственного экоконтроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и ООС; б) соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятий; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие статьи
Экологические проблемы производств полимеров Производство полимеров представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности. Мировое производство полимеров в 2010 г. составило 250 млн. т. и возрастает в среднем на 5-6 % ежегодно. Их удельное потребление в развитых странах достигло 85- ...