Земли с особым правовым режимом использования
1. Классификация земель с особым правовым режимом использования
2. Государственные заказники
. Водоохранные зоны
. Памятники природы
. Государственные природные заповедники
. Национальные природные парки
. Курорты и лечебно-оздоровительные зоны
1
. Особый интерес при решении проблем экологии землевладений и землепользований представляют земли с особым правовым режимом использования.
В зависимости от вида охраняемых объектов, целевого назначения земель и режима их использования в соответствии с существующим законодательством можно выделить следующие разновидности таких земель.
Зоны санитарно-защитного и охранного назначения:
санитарно-защитные зоны промышленных объектов;
охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других линейных объектов;
охранные зоны вокруг аэродромов, космодромов и др.;
зоны вокруг военных объектов.
Зоны природоохранного назначения:
заказники;
запретные и нерестоохранные полосы вдоль рек, озер, водохранилищ и других водоемов;
водоохранные зоны и прибрежные полосы;
природные объекты, имеющие особую научную и культурную ценность (редкие или типичные ландшафты, геологические образования, сообщества и виды растений и животных, памятники природы, ландшафтные ниши, миграционные коридоры).
Зоны природно-заповедного назначения:
природные заповедники;
природные национальные парки;
ботанические сады, дендрологические парки и др.
Зоны культурно-оздоровительного назначения:
зоны санитарной охраны курортов;
округа санитарной охраны курортов;
зоны санаториев, домов отдыха и туризма.
Зоны рекреационного назначения:
зоны организованного массового отдыха и туризма населения;
кемпинги, турбазы, детские оздоровительные и спортивные лагеря и т.п.
Пригородные, лесопарковые и зеленые зоны городов.
Зоны историко-культурного назначения:
участки, занятые зданиями, сооружениями, комплексами, связанными с историческими событиями;
участки, занятые памятниками градостроительства, архитектуры;
участки, занятые памятниками археологии.
Правовое положение зон с особым правовым режимом использования земель определяется многочисленными нормативными актами, принятыми в разное время. В основном это специальные законы и положения о таких землях, утвержденные законодательными органами Российской Федерации (а ранее - СССР).
В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов зоны с особым правовым режимом использования могут иметь федеральное, общереспубликанское, краевое, областное или местное значение.
Создание государственных природных заказников и заповедников, национальных парков, объявление каких-либо объектов и комплексов памятниками природы, организация курортных и лечебно-оздоровительных зон в тех случаях, когда они имеют федеральное значение, - компетенция Правительства Российской Федерации. Если эти территории имеют республиканское значение, их создают решением органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей по представлению государственных органов, осуществляющих и координирующих охрану окружающей природной среды. Такие решения должны быть согласованы с землевладельцами и землепользователями, земли которых намечено включить в категорию территорий с особым правовым режимом.
Создание природных заказников, объявление объектов памятниками природы осуществляются, как правило, без изъятия земель у субъектов земельных отношений. Земли государственных заповедников, национальных природных парков являются федеральной собственностью.
На землях с особым правовым режимом использования запрещена любая деятельность, противоречащая целям организации заказника, заповедника и т.п., причиняющая вред природе, ухудшающая состояние памятников природы.
Все предприятия, учреждения, организации и физические лица, на землях которых расположены территории с особым правовым режимом использования, в том числе охранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим охраны этих участков и несут полную ответственность за их состояние. Юридические и физические лица, имеющие земли в пределах водоохранных зон и прибрежных полос малых рек, обязаны поддерживать эти территории в надлежащем состоянии. Контроль за соблюдением установленного режима возлагается на местную администрацию и специально уполномоченные государственные органы. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие статьи
Оценка воздействия на окружающую среду от производства стеклопластика Стеклопластик - это одна из разновидностей композиционных материалов. Материалы нового поколения, такие как композиционные, дают возможность инженерам и архитекторам получить практически любые физические свойства конечного продукта. Стеклопластик позволяет изготав ...