Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Понятие права сельскохозяйственного природопользования

Лесной кодекс Республики Беларусь рассматривает лес как юридически обособленный природный объект, границы которого определены в порядке лесоустройства При этом, в отличие от законодательства советского периода , в настоящее время не предусматриваются особые основания предоставления лесов сельскохозяйственным организациям. В то же время, ст. 36 Лесного кодекса Республики Беларусь, постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20 марта 2001 г. № 4 в качестве видов побочного лесопользования называют сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек, выращивание сельскохозяйственных культур, декоративных, лекарственных и иных растений, создание плодово-ягодных, орехоплодных и иных плантаций и питомников. Данные виды деятельности осуществляются на нелесных землях лесного фонда на основании лесных билетов, выдаваемых в установленном порядке, и связаны с ведением сельского хозяйства. Следовательно, лесное законодательство также предусматривает осуществление права лесопользования в сельскохозяйственных целях.

Землепользователи, а в некоторых случаях и водопользователи, осуществляющие пользование данными природными объектами в сельскохозяйственных целях, наделены правами по использованию иных природных ресурсов.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 69 Кодекса о земле землепользователи имеют право использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель. Данное право детализируется в ином природоресурсном законодательстве, в частности, законодательстве о недрах и растительном мире.

Статья 17 Кодекса Республики Беларусь о недрах предусматривает, что землепользователи имеют право в установленном порядке в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода, утверждения лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, установления иных нормативов в области использования и охраны недр осуществлять следующие виды недропользования: добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубину до двух метров; строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров; использование полезных ископаемых, извлеченных из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с пользованием недрами; строительство и эксплуатацию буровых скважин глубиной до 20 метров, шахтных колодцев и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод из первого от земной поверхности водоносного горизонта, при условии соблюдения требований законодательства об охране и использовании вод. Землепользователи могут осуществлять добычу имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых на глубину более двух метров на основании акта, удостоверяющего горный отвод. Землепользователь может реализовать данное право при условии, что пользование недрами осуществляется в границах предоставленных им земельных участков и для целей, не связанных с извлечением доходов, т.е. для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей. В противном случае требуется самостоятельное правовое оформление права недропользования, однако его осуществление уже нельзя будет рассматривать как сельскохозяйственное.

Согласно ст. 41 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» пользователи земельных участков или водных объектов могут осуществлять специальное пользование объектами растительного мира, расположенными в границах предоставленных им в установленном порядке земельных участков или водных объектов, без принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира. Право на объекты растительного мира в этом случае возникает с момента предоставления земельного участка или водного объекта и прекращается с момента прекращения права на земельный участок или водный объект, а равно гибели, уничтожения или иной утраты объекта растительного мира. Следует, однако, отметить, что согласно ст. 1 названного Закона растительный мир представляет собой совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений. Статья 5 предусматривает, что растения, выращиваемые в границах земельных участков или водных объектов с целью их дальнейшей реализации или потребления, не являются объектами отношений в области обращения с объектами растительного мира. Таким образом, растения, культивируемые в процессе сельскохозяйственной деятельности, не относятся к объектам экологических отношений, и, следовательно, их использование не является природопользованием. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Опустынивание Республики Калмыкия Актуальность темы. В Калмыкии одним из основных проявлений негативных процессов, носящих глобальный характер, охвативших многие аридные регионы, и до сих пор полностью не оцененных последствий с экономической и социальной позиций является опустынивание. Масштабы, темп ...