Законодательное обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений в России
Ю.Р. Храмова, анализируя сущность экологических требований с общетеоретических правовых позиций, отмечает: «Согласно общей теории права выделяются три способа воздействия права на общественные отношения: дозволение, запрещение, позитивное обязывание. Экологические требования, установленные нормой права, могут воздействовать на адресатов, как путем запрещения, так и путем установления позитивного обязывания».
Из этого можно сделать вывод о том, что экологические требования могут содержать в себе:
а) определенные запреты;
б) какие-либо ограничения;
в) разрешения.
Поскольку понятие «требования» как способа воздействия права на общественные отношения в общей теории права отсутствует, Ю.Ф. Храмова считает, что «требование представляет собой менее категоричное предписание, чем «запрещение», и более - чем «позитивное обязывание».
По мнению Р.Ц. Доржиевой, экологические требования можно определить как совокупность ограничений, условий либо мер должного поведения в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, экологические требования не ограничиваются только сферой охраны окружающей среды. Они распространяются также на область природопользования. Это подтверждается не только приведенными выше мнениями ученых, что следует из интегрированного подхода к пониманию экологического права как отрасли права, включающей наряду с природоохранными природоресурсные отношения, но и экологическим законодательством, содержащим правовые нормы, предусматривающие экологические требования.
Такие требования содержатся как природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.
Например, требования по охране атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Кроме того, согласно п. 2 ст. 2 Закона законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Требования об охране и использовании объектов животного мира (в частности, требования к предотвращению их гибели при осуществлении производственных процессов, устойчивого существования и устойчивого использования животного мира и др.) закреплены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».
Экологические требования включаются в сферу правового регулирования земельных отношений. Так, п. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 устанавливает запрет применения таких мер охраны земель как внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв, в случае их несоответствия' предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
Требования рационального использования и охраны водных объектов содержатся в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Например, согласно пп. 3 п. 3 ст. 22 Кодекса решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Согласно п. 5 ст. 87 Лесного кодекса от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Статья 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» определяет основные требования по использованию и охране недр (обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, и др.), за нарушение которых право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено в установленном порядке.
Требования по охране отдельных видов природных объектов и природных ресурсов, которые должны учитываться при принятии экологических решений, содержатся и в других законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.
Природоохранная и природоресурсная составляющие экологических требований нашли отражение в их правовом понятии, содержащимся в «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995г. № 539 . Согласно п. 2.18 Инструкции «требования экологические - комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности».
Однако данное определение является неполным. Оно не позволяет раскрывает сущность понятия «экологические требования», а также не содержит основных признаков этого понятия.
Иного определения правового понятия «экологические требования» законодательство РФ не содержит. Это является недостатком экологического законодательства и порождает практические проблемы, поскольку вносит терминологическую неопределенность. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие статьи
Основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды Необходимость государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается захламлением земель отходами потреблен ...