Текущее состояние экологичности российского топлива
Ежегодно в России выпускается около 55,5 млн. тонн дизельного топлива, что составляет 28,5% всей продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Согласно действующему в нашей стране с 1982 года ГОСТу 305-82, содержание серы в солярке допускается в пределах от 2000 до 5000 ppm (0,02-0,05%) Такое топливо давно запрещено к выпуску в Европе. С 1996 года, с момента введения в странах ЕС экологического стандарта Евро-2. Запрет этот преследовал не столько экологические цели, сколько экономические - низкое содержание серы повышает эффективность и срок работы двигателя, снижает удельный расход топлива. Плюс к тому уменьшаются шум и вибрации, улучшается запуск мотора и сокращается время его выхода «на рабочий режим». А с 1 января 2005 года в Западной Европе вступили в силу новые требования к дизельному топливу (Евро-4), согласно которым содержание серы в нем не должно превышать 50 ppm (менее 0,0005%). То есть, можно сказать, что оно в 40 раз чище того, которое позволяет производить действующий в России ГОСТ.
Понятно, что низкое качество солярки являлось и является серьезным барьером на пути в Россию автомобилей с дизельными двигателями. А единственная в столице АЗС, на которой до последнего времени можно было залить качественное (импортное) топливо, проблему, разумеется, не решала. При этом показательно, что отечественные НПЗ способны производить качественное топливо, однако торговать им внутри страны невыгодно, и большая его часть отправляется на экспорт. Первым, кто согласился терпеть до поры убытки и порвать порочный круг, стал «ЛУКОЙЛ».
«ЛУКОЙЛ» начал производство и продажу низкосернистого дизельного топлива, соответствующего европейскому стандарту EN-590 образца 2004 года (Евро-4). ЛУКОЙЛ ЕВРО-4 содержит всего 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше чем предусмотрено российским ГОСТом 305-82. Оно отличается от других стандартов тем, что способствует снижению объемов выбросов продуктов сгорания более чем в 2 раза. Новое дизельное топливо «ЛУКОЙЛ» также обеспечивает экономию топлива, легкий запуск и мягкую работу двигателя, увеличивает ресурс его работы.
Цетановое число в новом топливе составляет не менее 51 пункта (по ГОСТ 305-82 - не менее 45 п.), что обеспечивает хорошую воспламеняемость топлива и легкость запуска двигателя. Введение в топливо от ЛУКОЙЛ противоизносной присадки повышает долговечность деталей топливных насосов высокого давления. А оптимальный уровень вязкости ЛУКОЙЛ EN-590 снижает удельный расход топлива и уменьшает дымность выхлопа. Кроме того, низкотемпературные свойства топлива не создают проблем в зимний период эксплуатации автомобиля.
На нефтеперерабатывающих заводах НК началось крупномасштабное производство топлива марки EN-590 с пониженным содержанием серы. В компании называют это «пилотным проектом». Новое топливо появится в 20 из 43 регионов, в которых у «ЛУКОЙЛа» есть розничная сбытовая сеть. Для пробы дизельное топливо стандарта Евро-4 появится на 40 АЗС в Москве и Московской области. Чистую солярку также можно будет купить на АЗС компании в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Коми, Архангельской, Пермской, Нижегородской, Челябинской, Калининградской областях, в городах Владимир, Чебоксары, Вологда и Казань. Качественное топливо появится и на основных транснациональных транспортных коридорах «Север-Юг» и «Запад-Восток» (№ 2 и № 9), и еще на ряде федеральных трасс. Сами же заправки, торгующие соляркой стандарта Евро-4, оснастят специальным знаком.
Стандарт топлива Евро-4 рано или поздно будет введен в России, и у «ЛУКОЙЛа» к тому времени будет реальный шанс занять максимальную долю рынка. В любом случае компания только выиграет от выхода на рынок с новым продуктом.
В общем объеме столичного потребления солярки экологически чистое дизельное топливо от «ЛУКОЙЛа» составит не более 5%. Малые объемы предложений связаны с тем, что компания пока не представляет своего целевого покупателя.
Сейчас же серьезного спроса на качественное и одновременно дорогое топливо в России нет. К примеру, на конвейерах европейских автоконцернов доля дизельных версий легковых автомобилей колеблется от 41% до 49%. До половины проданных в Европе автомобилей ездит на солярке, которая на европейских заправках стоит на 20-25% дешевле бензина. На улицах Парижа или Берлина уже давно никого не удивляют компактные машины, «пыхтящие» дизельным выхлопом. В России же легковых автомобилей с дизельными двигателями продается ничтожно мало. Правда, в последнее время таких автомобилей стали ввозить больше, а некоторые крупные компании завершают доработку двигателей, способных без последствий переваривать даже российскую солярку. Хотя «всеядный» движок получается менее мощным, более прожорливым, экологически вредным и дорогим. Да и особого резона покупать автомобили с дизельными моторами у россиян нет: они стоят дороже бензиновых версий, солярка ненамного дешевле бензина, а сэкономить впоследствии на цене топлива и более низкой стоимости обслуживания, как правило, не получается. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие статьи
Круговорот кислорода. Защита литосферы. Качество животного мира С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Взаимодействие это носит как непосредственный характер, так и опосредованный. Основу непосредственного взаимодействия человека с окружающей его природной средой составля ...