Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Какими документами руководствуются заповедники в своей деятельности?

В данном письме перечислены также конкретные функции, выполняемые с учетом специфики заповедников вышеуказанными подразделениями, а именно:

создание и функционирование музеев природы, постоянно действующих и передвижных выставок и экспозиций, центров экологического просвещения;

создание и обустройство экологических троп, экскурсионных маршрутов, обзорных площадок, информационных пунктов;

решение вопросов, связанных с организацией и проведением экологических экскурсий, развитие туризма, в том числе иностранного, на особо охраняемых природных территориях;

разработка, создание и размещение аншлагов и информационных стендов;

подготовка и проведение лекций, бесед, выступлений в организациях и трудовых коллективах, организация «круглых столов» и других эколого-просветительских мероприятий;

координация и поддержка эколого-просветительской работы, осуществляемой работниками иных структурных подразделений заповедника;

обеспечение связей с общественными природоохранными организациями, привлечение коммерческих структур и иных заинтересованных физических и юридических лиц к решению проблем заповедника и других особо охраняемых природных территорий региона;

подготовка систематических выступлений в средствах массовой информации;

решение вопросов, связанных с разработкой, выпуском и реализацией буклетов, фотоальбомов, созданием слайдфильмов, кино- и видеофильмов, справочных и картографических материалов и иной информационно-издательской продукции, значков, сувениров и т.д.;

работа со школьниками, поддержка юннатского движения.

Определенное значение для регулирования вопросов эколого-просветительской деятельности имеет Положение о порядке проведения киновидиосъемок в государственных природных заповедниках Минприроды России, утвержденное Министерством 17 мая 1993 года. В частности, этот документ устанавливает порядок проведения вышеуказанных съемок в целях пропаганды экологических знаний, как на платной основе, так и бесплатно.

Утвержденное Минэкологией России 24 февраля 1992 г. и ныне действующее Положение об Ученом совете государственного заповедника Минэкологии Российской Федерации в числе вопросов, рассмотрение которых входит в компетенцию Ученого совета, предусматривает отчеты о результатах просветительской деятельности и иные вопросы пропаганды экологических знаний. (Комментарии к Закону Российской Федерации «об охране окружающей природной среды»/ С.А. Боголюбов. - М., 2000)

В соответствии с утвержденным 11 февраля 1992 г. Минэкологией России Положения о планировании и отчетности по научно-исследовательской работе в государственных заповедниках Минэкологии России, информационный годовой отчет о научно-исследовательской работе государственного заповедника (приложение к Летописи природы) должен содержать раздел по итогам работы в области экологического просвещения и природоохранной пропаганде, включая лекционную работу, выступления в средствах массовой информации, музейное дело и экскурсионную деятельность (включая число экскурсий и количество экскурсантов).

Утвержденный 5 февраля 1994 г. Минприродой России Примерный план проверки деятельности государственного заповедника Минприроды России включает значительный раздел, связанный с вопросами эколого-просветительской деятельности заповедников.

Главным недостатком правового регулирования эколого-просветительской работы в национальных парках является почти полное отсутствие единых ведомственных нормативов, более подробно регламентирующих эту деятельность. В этих условиях исключительное значение для каждого парка приобретает индивидуальное положение о нем, утверждаемое, как правило, вышестоящим органом по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в некоторых парках - и другие персонифицированные документы (например, Концепция национального парка «Водлозерский», одобренная Федеральной службой лесного хозяйства России и местными органами представительной власти), в той или иной степени регламентирующие вопросы эколого-просветительской деятельности, включая познавательный туризм. Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи

Круговорот кислорода. Защита литосферы. Качество животного мира С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Взаимодействие это носит как непосредственный характер, так и опосредованный. Основу непосредственного взаимодействия человека с окружающей его природной средой составля ...