Проблемы Невской дамбы
История создания Невской дамбы началась более 20 лет назад, когда началось строительство в Финском заливе между поселком Горская, островом Котлин и городом Ломоносов. Несмотря на острую необходимость в таком объекте, работы прерывались, велись крайне медленно, а то и вовсе ограничивались обслуживанием уже построенных сооружений. Комплекс протяженностью 25 с небольшим километров состоит из 11 дамб Д-1 - Д-11, 6 водопропускных сооружений В-1 - В-6, распределенных по всей длине дамбы и обеспечивающих пропуск воды, и 2 судопропускных сооружений С-1 и С-2. Кроме того, по дамбе пройдет автомагистраль. В районе судопропускного сооружения С-2 будет возведен разводной мост, а под С-1 - автотранспортный подводный тоннель. Правительством РФ принято решение и одобрен проект завершения строительства Комплекса защитных сооружений. Целью проекта также является подготовка и реализация программы эффективной и надежной эксплуатации и содержания дамбы. Прекращение водообмена между Невской губой и Финским заливом во время наводнений и предотвращение обусловленного наводнением экономического и экологического ущерба является главным положительным воздействием в результате завершения строительства КЗС (Олейник В., 2005).
Строительные работы разбиты на восемь лотов. Один тендер на выбор подрядчика по выполнению строительных работ прошел в 2002 году. В 2004 г. Госстрой России провел конкурсы на выполнение строительных работ по проекту "Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений".
Для выполнения функций технического надзора в составе ФКП "Северо-Западная Дирекция Госстроя России" создан производственный и технический отделы. Качество строительно-монтажных работ, и материалов контролируется строительной лабораторией института ВНИИГ им. Веденеева. В судьбе комплекса не последнюю роль играет экология. По словам, генерального директора ФКП "Северо-Западная Дирекция Госстроя России" - Бориса Пайкина,- экологическая ситуация вокруг дамбы в норме. Однако, выявлены некоторые нарушения при выполнении строительно-монтажных работ.
В ноябре 2004 года Министерство природных ресурсов РФ приняло решение о приостановке деятельности ФГУ "Северо-Западная Дирекция Госстроя России" в части производства работ по завершению строительства КЗС. Однако, при условии, что Дирекция представит в Департамент Государственного Контроля договор на проведение экологического аудирования дамбы с обеспечением выполнения плана природоохранных мероприятий, работы будут продолжены. На 2004 год на развитие экологической программы было предусмотрено 40 млн. рублей.
На сегодняшний день степень готовности дамбы в среднем составляет около 70%. Из-за недостаточного финансирования в прошлом году были не достроены водопропускные сооружения В6, В5, В4 степень готовности которых - 90-95%. Поэтому, те работы, которые не были выполнены в прошлом году, будут продолжены в этом. В 2004 были построены водопропускные сооружения В-3, В-4, В-5, В-6, начат В-1. Основной груз работ ляжет на строительство судопропускных объектов и прорана для прохода судов между Кронштадтом и Ломоносовым. В нынешнем состоянии комплекс уже ослабляет угрожающие городу наводнения, и наблюдаются меньшие уровни подъема воды, чем раньше. Тем не менее, в случае серьезных наводнений подъем уровня воды в городе может достигать отметок, характерных для "катастрофических", которые могут причинить огромный ущерб.
Необходимо сказать об ущербе от наводнений, как обосновании возведения дамбы. Ущерб двадцать четвертого года оценен в миллиард рублей. Впечатляющая цифра - и соответствует, кстати, капиталовложениям в дамбу. Но вот ущерба последующих наводнений вы нигде не найдете. Склоняюсь к мнению, что этот ущерб по сравнению с цифрой “миллиард” был ничтожным. Город-то все это время поднимался, и наводнения были не такими сокрушительными, как в двадцать четвертом году. Вполне возможно, что цифры ущерба, представленные в неопубликованных официальных документах, не соответствовали действительности… Наши предки понимали это не хуже нас. Идея дамбы в Маркизовой луже не нова. Существует схема, по-видимому, конца прошлого века, из архива Географического общества - проектный чертеж генерала Базена. Это в точности изображение сегодняшней дамбы, Лисий Нос - Котлин - Ораниенбаум. В то время проект был отклонен . “Отцы” дамбы ненавидят слово “дамба”, предпочитая ему выражение “комплекс сооружений защиты Ленинграда от наводнений”. Но в том-то и дело, что это именно дамба, и ни что иное. Голландцы построили себе защитное сооружение в три раза короче, затратив средств впятеро больше нашего. Потому что все оно - сквозное. “Гребенка” - называют его для простоты. По существу - мост. Водопропускные отверстия закрываются только при угрозе наводнения, их доля в “гребенке” в несколько раз больше наших доморощенных нескольких процентов. В конечном счете, наверное, Ленинград будет вынужден затратить новые миллиарды, чтобы приблизиться к голландскому, разумному варианту» (Круглый стол по вопросам комплекса защиты города от наводнений, 2002). Перейти на страницу: 1 2
Другие статьи
Глобальное потепление На рубеже третьего тысячелетия возник глобальный кризис современной цивилизации. Он выражается в ускоренном росте негативных тенденций во взаимоотношениях общества и природы и в росте социальной напряженности в самом обществе. Конфликт с природой, сопровождаемый росто ...