Методологические аспекты организации государственного контроля обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов
Поэтому и целесообразно создание эффективно действующего рынка отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.
В этом плане важным направлением государственной политики является экономическое стимулирование сбора и переработки вторичного сырья по аналогии с передовым опытом развитых стран. Снижаются ставки налогов на предприятия-производители изделий из вторсырья, предоставляется государственный заказ на продукцию.
Реализация подобного опыта в отечественных условиях предполагает составление экспертами государственного реестра изделий, которые могут быть изготовлены из вторичных материалов, и подготовку их последующего сбыта.
В Российской Федерации слаборазвитый рынок вторичных материалов характеризуется следующими ценовыми признаками. Во-первых, цены на вторичные материалы диктуются степенью их подготовки к переработке в производимые изделия. Во-вторых, большинство гранулированных вторичных полимеров, усредненных по составу, находятся в ценовой категории 45-70% от первичных полимеров. В-третьих, разница в цене вторичных полимеров в зависимости от качества может составлять 10-20%. В-четвертых, фактически нет ценовой разницы между изделиями, произведенными из первичных и вторичных полимеров.
Таким образом, использование вторичного сырья исключительно продуктивно, и одна из главнейших государственных задач - совершенствование экономического механизма использования твердых бытовых отходов.
Организация работ по усовершенствованию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:
усиление государственного финансового и технического контроля за сбором, вывозом, захоронением и переработкой ТБО;
совершенствование и корректировка существующих и разработка новых нормативных документов, отвечающих реальной ситуации;
оперативное информационно-методическое обеспечение регионов в области изменений экономических механизмов в системе управления отходами.
Координацию усилий по данным направлениям целесообразно возложить на государственный центр, который бы осуществлял информационно-методическое обеспечение государственных и муниципальных предприятий, работающих в области систем управления использования отходов; коммерческих предприятий; некоммерческих целевых организаций (фондов) <http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0107/010705.htm>.
При этом приоритетным должно стать привлечение внебюджетных источников финансирования, инвесторов наряду с эффективным контролем над субъектами опосредованного загрязнения.
Этот подход экономически выгоден и для самих потенциальных инвесторов, что гарантирует их вложения. Вместе с тем, увеличение тарифов чревато социальным напряжением в обществе. Оптимальным было бы применение правила, по которому оплачивать загрязнение должен сам виновник такого причинения вреда. Поскольку бесконтрольно загрязняют городские территории арендаторы (предприятия и организации), то и возмещение издержек по санитарной очистке должно производиться ими.
Экономический механизм управления ТБО должен включать создание специальной государственной организации, ответственной за контроль и управление всей системой сбора, транспортировки и утилизации ТБО; проведение оптимальной тарифной политики; поиск дополнительных источников финансирования в субъектах, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.
Субъекты, образующие в ходе своей деятельности бытовые отходы, должны оплачивать работу с ними на основе нормативной цены за единицу объема отходов с учетом экологической опасности, состояния и ценности окружающей среды. Некое сверхлимитное образование отходов должно влечь дополнительную оплату, которая не должна освобождать производителей отходов от ответственности за их безопасное хранение. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие статьи
Использование ГИС технологий для оценки загрязнения окружающей среды на примере г. Ялта На сегодняшний день особую тревогу вызывает антропогенное загрязнение атмосферы городов в результате постоянно увеличивающихся объемов выбросов автотранспорта и деятельности промышленных предприятий. Для эффективного управления качеством воздушной среды города необход ...