Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Допустимые безопасные уровни содержания диоксинов в окружающей среде

Отправной точкой для нормирования содержания этих соединений в различных продуктах питания, воде и почве является ДСД (допустимая суточная доза в пг на кг массы тела). В таблице 6 приведены ДСД, принятые в мировой практике.

Таблица 6 - Допустимые суточные дозы диоксина в разных странах

Страна

ДСД, пг/кг

Нидерланды

4

Германия

1

Канада

<10

Дания

5

США

1

Скандинавские страны

<5

Япония

100

Исходя из данных таблицы, в ряде стран были разработаны максимально допустимые уровни (МДУ) содержания диоксинов в продуктах питания. Допустимая суточная доза диоксинов в России установлена на уровне 10 пг/кг массы тела человека. Уровни допустимого содержания диоксинов (в пересчете на 2,3,7,8-ТХДД) в питьевой воде, грунтовых водах, поверхностных водах в местах водозабора - 20 пг/л. В промышленно развитых странах в связи с принятием диоксиновых норм выделено несколько групп риска:

· жители территорий вблизи мусоросжигательных печей, целлюлозно- бумажных, металлургических, химических и заводов;

· дети, потребляющие по необходимости много молока;

· работники, подвергающиеся воздействию диоксинов в рамках профессиональной деятельности

Выводы и предложения

Имеющиеся данные позволяют считать, что воздействие диоксинов на человека носит общепланетарный характер. Это, по существу, тотальный яд. Размер угрозы человечеству от этой группы веществ можно сравнить с последствиями применения ядерного оружия. В частности, эти вещества являются одним из важнейших факторов, индуцирующих прогрессирующее ухудшение генофонда ряда человеческих популяций. В особенности это относится к тем странам, где опасность воздействия диоксинов на биосферу ещё не осознана достаточно остро и не переплавилась в систему противодействующих мероприятий.

Взаимоотношения человека с окружающей средой - одна из сложнейших проблем современного естествознания. Необходимость познания и использования человеком законов развития природы требует пристального рассмотрения и широкого внедрения, природоохранительных мер.

Охранять природу не значит сохранять ее в первозданном виде. Напротив, человек в силу своей хозяйственной деятельности будет и в дальнейшем оказывать на нее непосредственное влияние. Речь идет о такой охране, которая обеспечит становление равновесия между использованием и восстановлением природы, непрерывное поддержание мощности биосферы

Необходима дополнительная информация об источниках, распределении и судьбе ПХДД и ПХДФ в окружающей среде.

Необходимо дальнейшее накопление данных по мониторингу, включая динамику во времени, идентификацию состава изомеров, содержания ПХДД и ПХДФ в объектах окружающей среды, особенно в пищевых продуктах, атмосферном воздухе и донных отложениях.

Необходимо получить данные о влиянии ПХДД и ПХДФ на биосоставляющую окружающей среды.

Требуется больше информации о биодоступности ПХДД и ПХДФ из различных носителей в окружающей среде и из продуктов питания; воздействие из этих источников следует соотносить с практикой ведения сельского хозяйства и промышленными процессами.

Следует разработать и обосновать более простые и менее дорогостоящие методы скрининга.

Должны быть исследованы механизмы токсичности ПХДД и ПХДФ, чтобы объяснить межвидовые различия в чувствительности.

Важны дополнительные исследования иммунотоксичности, включая цитотоксическую функцию Т-лимфоцитов. Особую важность представляют исследования последствий перинатального воздействия и продолжительности воздействия на иммунную систему.

Следует провести исследования отдаленных последствий, включая исследования репродуктивной функции на нескольких поколениях у различных видов, с тремя наиболее распространенными ПХДД и ПХДФ, а именно 2,3,4,7,8-пентаХДФ, 1,2,3,7,8-пентаХДД и октаХДД.

В 1993 году в РФ была принята Федеральная целевая программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и ДПС", рассчитанная на 1996-2001 годы. На первом этапе она предусматривала разработку нормативно-правовой базы и создание начальной аналитической основы, на втором этапе - создание системы защиты населения и природной среды, постоянного мониторинга диоксинов, разработку и реализацию мероприятий по локализации и снижению загрязнений этими токсикантами, внедрение диоксинбезопасных технологий и производств. Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Развитие механизма общественного участия в принятии экологически значимых решений Актуальность темы исследования. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992) указывает, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан, а отправной точкой осуществления страт ...