Прогнозирование и планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составлены областные, районные, городские программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.
С начала 90-х гг. XX в. ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды Беларуси. Цель подобных схем - определение комплекса мероприятий по охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области, продолжается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной экологией.
Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.
На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Обычно в них находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Определяется общая сумма природоохранных затрат, в т.ч. объем капитальных вложений; источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.); сроки начала и окончания работ; освоение средств поквартально; ожидаемый природоохранный эффект.
Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию.
Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
. Изучены понятия природопользования и охраны окружающей среды и их социально-экономическая сущность, а также принципы организации природопользования. Дальнейшее развитие конституционных и отраслевых норм, регулирующих данную сферу отношений, должно опираться на стратегию и модель устойчивого развития, которая является стержнем государственной экологической политики и идеологии. В связи с этим основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются:
а) совершенствование природоохранного законодательства;
б) внедрение эффективных методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды;
в) создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий;
г) совершенствование системы органов управления и экологического контроля;
д) реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения;
е) развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем в республике.
. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления позволит создать действенный хозяйственный механизм природопользования. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие статьи
Рекультивация отвалов пустых пород В последнее время большое внимание как у нас в России так и во всем мире уделяется вопросам экологии. Решение вопросов экологии это не просто решение определенного круга задач, но настоящая проблема связанная с выживанием всего человечества. Поистине наша планета ни ...