Правовое регулирование охраны окружающей среды
В связи с формированием в республике рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования позволило создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Поэтому были приняты правовые акты, регламентирующие введение платности природопользования: законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «Об отходах производства и потребления».
Следует отметить, что законотворчество последних лет является шагом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Кроме того рыночные преобразования в экономике диктуют:
) необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности;
) принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями;
) внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.
Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности - штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами).
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к таковым относятся:
) посягательство на государственную собственность;
) нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир;
) мелкое хищение государственного или общественного имущества;
) неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования;
) нарушение правил землепользования в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
) порча земель;
) нарушение требований по охране недр;
) несоблюдение правил водопользования;
) незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников;
) сбор растений, занесенных в Красную книгу и др.
Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения.
Материальная или имущественная ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие статьи
Математическое моделирование в экологии Данная курсовая работа посвящена математическому моделированию в экологии, в частности, моделированию лесных сообществ. В первой части представлены основные типы моделей и их принципы, а так же классификация математических моделей биологических продукционных процес ...