Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Организационные структуры государственного управления

Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры - система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием и охраной окружающей среды причастны все ветви власти:

) президентская;

) представительная (законодательная);

) исполнительная;

) судебная

Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой - ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который в Республике Беларусь реализуется следующим образом.

Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в т.ч. касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом государственного управления и осуществляет исполнительную власть в республике, в т.ч. реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоохранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.

На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение. Законом, исполнительным комитетам местных советов предоставлено право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях и координировать всю природоохранную деятельность в регионе.

Отраслевой принцип управления природопользованием состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.

Основным государственным органом управления природопользованием специальной компетенции в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды). На него возложены следующие функции:

) разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

) комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;

) государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;

) разработка предложений по совершенствованию экологических нормативов и правил;

) проведение государственной экологической экспертизы;

) обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями;

) осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.

Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются областные, Минский городской комитеты и гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Экологические проблемы современности Всемирная философия, в сущности, вращается вокруг «вечных» проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социа ...