Экология в современном мире

Загрязнение окружающей среды

Методы проведения исследований

При написании курсовой работы нами в основном применялись следующие методы исследований: анализ экологической литературы и описательный метод.

Изучение и анализ экологической литературы дает возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не исследованы.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

) составления библиографии - составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

) реферирование - сжатое изложение основного содержания работы;

) конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;

) аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

) цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Так при написании курсовой работы применены методы составления библиографии, реферирование и цитирование.

Описательный метод - вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения)

Описательный метод - один из наиболее древних и широко распространенных в любой научной дисциплине, которая изучает какие-либо факты, предметы, явления. К тому же он служит основанием для последующего применения в той или иной научной дисциплине других методов, ибо, прежде чем применить их, надо описать основные свойства рассматриваемого предмета. Описательный метод часто используется также и параллельно с другими методами исследования или вместе с ними.

Основными компонентами описательного метода являются:

) наблюдение;

) обобщение;

) интерпретация;

) классификация.

Суть наблюдения сводится к умению выделять из множества свойств исследуемого объекта наиболее существенные и важные, с помощью которых можно, с одной стороны, охарактеризовать предмет, а с другой, отличить его от остальных предметов. В умении наблюдать и отличать типичные свойства предмета проявляются способности, опыт и мастерство исследователя.

Обобщение фактов и вскрытие в повторяющихся явлениях определенных закономерностей, правил - главная особенность описательного метода. Иллюстрацией этой особенности могут служить многочисленные сформулированные и представленные в соответствующей научной и учебной литературе правила, определения, касающиеся конкретных явлений.

Интерпретация результатов составляет неотъемлемую часть научного описания любого фактического материала. Во всякой работе важно не только зарегистрировать факт, но и объяснить его, определить его место в системе других фактов. При обсуждении и изложении сложных дискуссионных вопросов вполне возможны разные интерпретации одного и того же факта, что зависит часто от различных теоретических концепций специалистов, их знаний, личного опыта.

Классификация материала может служить как исходным этапом описания материала, так и его конечным результатом. В первом случае классификация базируется или на очевидных основаниях, по которым распределяются исследуемые факты, или на устоявшихся в науке традициях. Во втором случае исследователь выдвигает, как правило, новые принципы классификации, в результате чего общепринятый или широко распространенный способ классификации материала существенно трансформируется, дополняется или изменяется.

Другие статьи

Экологическая безопасность транспортных потоков Человечество как биологический вид и социальная общность неразрывно связано с процессами, происходящими в окружающей среде, и во все возрастающих масштабах черпает из нее ресурсы, загрязняет отходами, продуктами жизнедеятельности. Все происходит в тончайшем слое «жизне ...