Право на информацию как одно из основополагающих прав личности
Право на информацию закреплено ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 г.
В соответствии с Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.96 № 85-ФЗ участниками информационного обмена в Российской Федерации могут являться физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государства, лица без гражданства.
Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91 г., ст. 31, Конституцией РФ (ст.ст. 24,29,31, 33,42), Законом "Об охране окружающей природной среды" (ст.ст. 12,13), Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. ст. 12,13,24); "О радиационной безопасности населения" (ст.ст. 4,12,23,24); "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ст.ст. 9,14); "О безопасности гидротехнических сооружений" (ст. 5); "Об использовании атомной энергии" (ст.ст. 12,13, 35); "Об уничтожении химического оружия" (ст.ст. 20,21), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6), "О средствах массовой информации" (ст.ст. 3, 47) устанавливаются права граждан на получение и распространение "экологической" информации; устанавливаются обязанности государственных органов, местного самоуправления, учреждений и должностных лиц обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Указом Президента РФ от 31.12.93 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" сформулированы принципиальные положения о праве на информацию как одном из фундаментальных прав человека и о деятельности государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц на принципах информационной открытости, которые непосредственно касаются экологической информации.
Права граждан и организаций на получение информации обеспечиваются путем:
установления ответственности должностных лиц за сокрытие или искажение информации (Конституция РФ, ст. 41; Закон "Об охране окружающей природной среды", ст.ст. 14,84; Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", ст. 24, "Об использовании атомной энергии" ст. 61; "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 6; Закон "О безопасности", ст. 7; Градостроительный кодекс РФ, ст. 66, п. 1; Уголовный кодекс РФ, ст.ст. 144, 237);
установления обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах (ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
представления декларации промышленной безопасности органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который устанавливается Правительством РФ (ст. 14, п. 6 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
установления обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений информировать население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (ст. 5 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений"); Перейти на страницу: 1 2
Другие статьи
Нормирование вредных веществ Вопрос о воздействии человека на биосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности - «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, ...