Предмет и задачи экологии. Экология особи - Аутэкология
П. Этап формирования экологических направлений в рамках ботанической и зоологической географии. Он продолжался с конца XVIII века до середины XIX века.
III.Этап формирования экологии растений и экологии животных как наук об адаптациях организмов к среде обитания. Данный этап продолжался с середины XIX века до 20-х годов XX века.
IV Этап становления экологии как общебиологической науки, являющейся теоретической базой охраны природы. Продолжался этот этап с 20-х по 60-е годы XX века.
V Этап развития глобальной экологии с выделением в ее рамках антропоэкологии (экологии человека). Начался данный этап с 60-х годов XX века и продолжается в настоящее время.
Начиная с 60-х годов экология начала развиваться такими мощными темпами, что начала проникать во все сферы человеческого знания, и на границе экологии и других наук начали возникать пограничные науки, такие, как экологическая биохимия, экологическая физиология, математическая экология и др. Кроме этого, экология стала проникать и во все сферы человеческой деятельности. Так появились промышленная экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, инженерная экология, экономическая экология, социальная экология, правовая экология и др.
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо).
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
популяционную экологию (демэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Часто популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
синэкологию (биоценологию), изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
Живая материя представляет иерархию взаимосвязанных и взаимоподчиненных уровней организации. Иначе говоря - жизнь имеет многоуровневую организацию.
Между прочим, это означает, что любая система может рассматриваться как элемент более высокого уровня организации и, наоборот, элемент представляет систему для более низких уровней организации. То есть каждый уровень является одновременно и системой и элементом.
Принято рассматривать четыре уровня организации живых систем, что в значительной степени условно, так как в них можно выделить множество подуровней.
Первый - молекулярно-генетический уровень, включает следующие подуровни: органическая молекула, макромолекула, в том числе ген, макромолекулярный комплекс, в том числе вирус, органоид клетки.
Второй - онтогенетический, включает следующие подуровни: клетка, ткань, орган, организм.
Третий - популяционно-видовой, включает следующие подуровни: популяция, вид.
Четвертый - биогеоценотический, включает следующие подуровни: сообщество (биоценоз), биогеоценоз (экосистема), биосфера.
Экология занимается изучением взаимосвязей живых систем надорганизменных уровней, то ест третьим и четвертым уровнем организации живой материи.
Термин «среда» в экологии применяется в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова среда - это окружающая среда. Окружающая среда - это совокупность всех условий жизни, которые существуют на планете Земля. Среда в узком смысле слова -это среда обитания. Среда обитания - это та часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Среда обитания каждого организма многообразна и изменчива. Она слагается из множества элементов живой и неживой природы и элементов, привносимых человеком в результате его хозяйственной деятельности. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие статьи
Некультивируемые формы бактерий Некультивируемыми (НФ) называют такие формы микроорганизмов, которые в ответ на действие неблагоприятных факторов прекращают рост на питательных средах, но сохраняют жизнеспособность, а при улучшений условий культивирования возобновляют пролиферацию. Некультивируемое ...